Она остановилась на высоком обрывистом скалистом берегу Витимкана. Внизу привычно бушевал

перекат… Пенистые волны бились о камни, вскидывались фонтанчиками брызг… Косы девушки в

скромном облегающем стройную фигурку платье аккуратно уложены в «корзинку» вокруг головы. 

В облике нежной, хрупкой девушки сочетались и грусть, и строгость, и духовная красота, тонкость и

мягкость натуры. На горизонте, постепенно светлея, верхушки скал уходили прямо в небо. «Если бы у

меня был дар художника, я изображала бы только небо, оно влечет неповторимостью…»-

признавалась моя мама, молодая учительница Карафтитской школы, трудовой стаж которой начался

в военном тысяча девятьсот сорок втором году.

Биографии молодых людей того времени мало отличались, наполненные военным лихолетьем,

тревогой за близких, сиротством, мучительным голодом. Мама осталась за мать, единственной

кормилицей, для младших троих братишек и сестры в свои восемнадцать лет. Будни учительского

коллектива в далёком сибирском тылу скрашивала взаимная поддержка, ненавязчивая опека

старших, само общение являлось умственным и нравственным образованием на всю жизнь. Из тех

далёких суровых военных лет сохранились треугольнички полевой почты, письма с фронта. В скупых

лаконичных строчках воспроизводятся полные смертельной опасности боевые будни, тревожное

дыхание того времени, лица тех, кто мужественно боролся с врагом, ни на минуту не теряя веру в

победу. После войны вернувшийся с фронта одноклассник, сделал маме предложение, вместе

поднимали младших, вместе преодолевали трудности, переживали горести и радости. Тема победы

в Великой Отечественной войне  особенная тема в жизни нашей семьи. О каждом однокласснике,

когда в сорок втором все юноши по окончании девятого класса ушли на фронт, а вернулись четверо,

вспоминали с болью, какие это были талантливые ребята. Отец был награждён боевыми медалями,

но рассказывать о войне не любил, хотя запомнились эпизоды воспоминаний о разведке боем,

Сталинградском столпотворении, японских самураях, харакири смертников…. Так как отец ещё

некоторое время был кадровым военным, замполитом, маме пришлось испытать и тяготы

гарнизонной жизни офицерской жены.

Когда говоришь о Баунте, в первую очередь он ассоциируется с бескрайним таёжьем и с горами,

гордыми и свободными возвышенностями, уходящими в поднебесную синь. Здесь живут люди с

сильным характером, которым природа создала нелёгкие условия для выживания. Свобода,

напористость,    страсть       и     спокойствие,     опасность     и     неумолимая     красота     уникального      края

непосредственно влияет на внутренний мир человека. В связи с назначением мужа на партийную

работу в Баунтовский район семья с радостью вернулась на родину. Отец работал заведующим

отделом     культуры,     секретарём     райкома     партии,     председателем     райисполкома,     его    учёба,

командировки, постоянная занятость оставляли довольно      немного времени на семью.      Мама с

четырехлетним сыном и новорождённой дочерью вскоре принимает решение оставить школу. В

1954 году ей предложили работу в районной библиотеке заведующей читальным залом.

Коллектив сразу понравился; небольшой, доброжелательный, интеллектуально интересный.

Работали до одиннадцати часов вечера, на столах стояли лампы, запомнилась та волшебная

атмосфера объединяющего чтения, мерцание обложек, тихий шелест страниц. В ожидании мамы я

засыпала, и запах книг сопровождал мои сновидения. Запомнились коллеги мамы, это были очень

интеллигентные, эрудированные и красивые женщины. Мама говорила, что друзей в отличие от

приятелей не бывает много, у неё друзья были до конца жизни. Библиотекари Валентина

Кузьминична Байкова, Гертруда Казимировна Матвиевская, педагоги Агафья Антроповна Башкуева,

Агния Михайловна Замараева, Мария Степановна Тугутова…. К ним население относилось с

уважительным благоговением, даже с робостью. Прасковья Ильинична Козулина вскоре передала

заведование библиотекой выпускнице Ленинградского библиотечного техникума В.К.Байковой. В

соответствии со школьной программой сразу был выделен из общего книжного фонда отдел для

 

работы со школьниками. До этого для детей функционировали три книжных полки, тем не менее,

громкие чтения и беседы о детских классиках активно проводила Прасковья Степановна Черных.

Затем деятельность уже отдела детской литературы в помощь образованию школьников

возглавляла Лидия Ивановна Помытова (до 26 октября 1962г.)

Отец, Галеев Владимир Николаевич, с партийной ответственностью и большой личной самоотдачей

 

руководил культпросветработой в районе. В это время строилось и сдано в эксплуатацию одно из

красивейших зданий района  библиотека. Активно работали красные юрты, клубы, киносеть,

художественная самодеятельность, стала известна за пределами республики самобытная культура

эвенков. Статья в районной газете «Красный Баунт» с гордостью рассказывает о достижениях

культуры в районе и за его пределами…..1962 году Л.И.Помытова принимает районную

библиотеку, а Валентина Ивановна Галеева  заведование детской районной библиотекой. Приказ

№58 от 30 октября 1962 года. С этого момента библиотека уже не отделение,   — приняла статус

самостоятельного культурно-образовательного учреждения для юных читателей районного центра,

разместившегося в солнечном корпусе нового здания. Валентина Ивановна окончила заочно Канский

библиотечный техникум, имея образование учителя по окончании пединститута в г.Улан-Удэ,

занималась непрерывно самообразованием и требовала от вверенного ей коллектива непрерывного

совершенствования. Она вела переписку с писателями, сохранились письма Юрия Сотника, Раисы

Белоглазовой, чешский писатель Ян Козак после встреч в Баунте называл её в письмах Мадонной,

она была постоянной участницей республиканских и региональных совещаний, семинаров, курсов,

вела методическую работу с сельскими библиотекарями. Валентина Ивановна несла личную

нравственную ответственность за формирование личности, не упускала из виду того, что читает

ребёнок. Я рано до пяти лет научилась читать,   наблюдая общение с читателями в библиотеке.

Заметив спад интереса, мама спрашивала у сдающего книгу ребёнка: «Послушай, а ты дочитал уже

до того места, как…». Или: «А что там дальше случилось с этим героем? Расскажи, пожалуйста».

Валентина Ивановна всегда проявляла личную заинтересованность, внимание, выявляя причины

недочитанности книг, помогала развиваться интересу к чтению. Руководить чтением нужно

постоянно. Отсюда были повышенные требования к индивидуальному руководству в работе с

детьми в библиотеке. Библиотекари, несмотря на посещения в не менее восьмидесяти человек в

день, не ждали читателей, сидя в библиотеке. Людмила Борисовна Мищенко шла с беседами в

детский сад, начальную школу, проводила громкие чтения. Нелли Ульяновна Подскрёбкина 

заведующая читальным залом  любила работать с подростками, оформляла плакаты по творчеству

писателей, работала с передвижками в пионерском лагере, проводила массовые мероприятия,

активно использовала диафильмы в привлечении к книге. Читательские конференции, диспуты,

обсуждения прочитанного, устные журналы, тематические вечера и утренники, которые заведующая

разрабатывала сама, стали активными формами работы в детской библиотеке. Валентина Ивановна

подчёркивала то, что помогая юным читателям понять авторское отношение к миру, выраженное не

только прямо, но и косвенно  через скрытую мотивацию поступков действующих лиц, пейзаж,

художественную деталь, подтекст, автор и библиотекарь ведёт читателя к эмоционально 

личностному постижению идеи, смысла. Ребенку нравится то произведение, которое увлекает,

которое отвечает его насущным жизненным запросам. Руководитель очень строго следила не только

за качеством фонда библиотеки, но и за его количественным составом; отказов читателям

практически не было. Удовлетворению позитивного интереса к естественным наукам

способствовали подписные издания, благо, ограничений финансовых в те годы не было.

Существовали трудности с краеведческой литературой для детей, но Валентина Ивановна по

 

договору привозила книги из Республиканской детской библиотеки. Книги, привозимые папой из

командировок, по прочтении перемещались мамой в библиотеку, на обиженные мои возражения 

резонное «другим же тоже это нужно, для перечитывания можно взять в любое время». Большое

значение она придавала многоаспектному развивающему чтению, включая досуговое и учебно 

деловое. Началось создание каталогов, картотек. Вместе с тем, впервые как в детской районной, так

и в сельских библиотеках стали вводиться занятия библиотечно-библиографической грамотности,

библиотечные уроки.

«Работа библиотекаря трудная и беспокойная, но не место красит человека. Профессия

библиотекаря многогранна, интересна и независимо от каких-либо перемен требует живого

общения с читателем,»- утверждала мама, сравнивая её бесконечность с домашней. В библиотеке

работали кружки «Юные друзья книги». Книжные лекари. Театр и книга. Запомнились высказывания:

«люблю разнообразие и некоторую нестандартность во всём», «целеустремлённость, честность,

скромность  замечательные качества хорошего человека», «самое отвратительное  зависть, всё

плохое от неё…», о личном чтении  «есть книги, после которых начинаешь понимать, что какую-то

часть мира ты освоил недостаточно, кроме классиков учат понимать движение мировой истории,

мировой души, народов, новых поколений книги исторические, историософские, серии ЖЗЛ».

Большой педагогический опыт, эрудиция, коммуникабельность и доброжелательность Валентины

Ивановны Галеевой позволили занять районной детской библиотеке достойное место в ряду

авторитетных библиотек республики.

Политинформации, участие в художественной самодеятельности, командировки, обязанности

члена профсоюза, женсовета, народного заседателя…при одном выходном дне, но мама умела и

любила создавать для семьи праздник. Каждое воскресенье начиналось с ароматов стряпанного,

очень любила осваивать прочитанные новые рецепты, сервировать стол, радушно принимала гостей.

Гостей в доме всегда бывало много: друзья, родные, коллеги, ученики, командированные, от

оленеводов до министров. Среди досуговых увлечений особое место занимало рукоделие: очень

красиво вышивала, вязала, особенно  крючком; думаю, наши скромненькие тюлевые занавески

всегда выглядели нарядно, благодаря этому умению. Для всего и для всех её хватало. Шли за

помощью, за мудрым советом, зная, что поможет. Требовательная, принципиальная, никогда не

судачила за спиной, но в глаза говорила честно, что думает по факту. За это некоторые побаивались.

А как организовывали в коллективе совместные с семьей праздники! Новый год, отдых на

природе, день защиты детей были неповторимы, незабываемы и ожидаемы нами. Удивительно,

насколько в наше время отношение к возрасту не совпадает с тем, что было раньше. Люди были

интересны друг другу.

Я долго, очень долго думала, как написать о своём первом профессиональном наставнике, о

женщине  сибирячке, сильной, нежной, мудрой, благородной, которую чужие ей по сути люди

называли своей матерью, ведь для того нужно, забыв о себе самой, верно служить людям. Она 

моя мама, Галеева Валентина Ивановна, самый близкий человек. В судьбе её было больше работы,

обязанностей и повседневных житейских забот, чем отдыха. Как человек своей земли, являясь её

частью, мама внесла свой сознательный вклад в развитие библиотечной сферы района, в

нравственное воспитание своих юных земляков. Сегодня молодые сотрудники сохраняют в работе с

детьми традиции изучения педагогики, психологии, индивидуального руководства, связи с

учительством района, самосовершенствования, исследования потребности ребенка.

Но неслучайно говорят, что мы, российские люди, странно устроены и оказание благодарного

внимания, почестей посмертно стало у нас ритуалом. Сегодня крайне важно поколению знать, что

для них жили такие люди, как Валентина Ивановна, для которой слишком дорого было слово «честь»

и всё, что под ним подразумевается. Имя Валентины Ивановны Галеевой вполне принадлежит

 

истории Баунта и Бурятии.

Дождевые струи на больничном оконном стекле то равномерно, то спешно догоняли друг друга.

 

Мама уходила из этой жизни. Задумчиво и серьёзно её большие, прекрасные, карие глаза

всматривались вдаль. И плакало небо…. И плакала земля…. И плакали люди на земле.

                                                                           

                                                                            Серова О.В, заслуженный работник культуры РБ, ветеран труда, 

                                                                                      руководитель «Женщины Бурятии» в Баунтовском районе

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *