В дополнение к национальному проекту «Гармонизация межнациональных отношений, развитие национальной и духовной культуры» активисты Регионального отделения «Женщины Бурятии» подготовили доклад о казаках, документальный фильм о которых можно посмотреть на странице РОО в Facebook.
Костяк Забайкальского казачьего войска составили донские и уральские казаки. В 1638 году в Забайкалье побывал отряд енисейского казака Максима Перфильева.
В Баргузинском районе Бурятии расположено популярное место отдыха на берегу Байкала – село Максимиха, так вот, оно связано с казачьим именем — здесь жил Перфильев, который женился на бурятской женщине. В 1654 году казаки Петра Бекетова основали город Нерчинск. В 1665 году казаки добрались по Селенге до устья Чикоя и поставили Селенгинский острог. В 1665 году было построено Удинское зимовье, а в 1666 Удинский острог, ставший со временем городом Верхнеудинском – ныне Улан-Удэ.
Конечно, не все складывалось успешно при освоении Сибири, быстрые темпы русской колонизации Бурятии привели к военному противостоянию, завершившемуся битвой под Селенгинском в марте 1684 года и подписанием мирного договора с табангутскими сайтами.
#GALLERY_INSERT-4696#
В 1727 году была установлена государственная граница между Россией и Китаем (Монголия к тому времени уже попала под власть Китая). Увидев в казаках реальную силу, способную защитить от набегов манчжуров, местное население стало обращаться к ним за помощью и принимало участие в отражении набегов. Вскоре были образованы казачьи подразделения, куда записывали бурят и эвенков (тунгусов). Именно из этих подразделений затем сформировали тунгусский пятисотенный полк, а также четыре Бурятских шестисотенных полка императорской армии.
Казаки, называвшие себя «воинами Христовыми» и шедшие в бой «за веру, царя и Отечество», всегда были на особом положении. Например, когда Николай I развернул гонения на старообрядчество, для казаков он сделал исключение: указом от 1836 года им разрешалось отправлять богослужение по своим обрядам.
Фильм о подростках-казаках, которые продолжают дело своих предков, соблюдая традиции, и подчиняясь законом православной веры и правилам казачьей жизни, смогли адаптироваться в современном мире.
Возрождение казачества по всей России началось от Дальнего Востока, Забайкалья, до Урала и Кубани. Для казаков воинская служба являлась главной задачей, кроме того, они занимались животноводством, рыболовством, охота, земледелие.
#GALLERY_INSERT-4697#
Казаки разводили лошадей, крупно рогатый скот, пчеловодство, занимались торговлей.
Значительным событием являлось вступление в брак, женившись казак получал устойчивое положение в семье и становился полноправным членом общества. Жена у казака именовалась «начальником тыла», поскольку за долгое время отсутствия мужа приходилось решать все возникающие проблемы и успешно управляться хозяйством. Семьи у казаков были крепкими, разводов почти не было.
Среди казаков широко распространялись поговорки «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, тогда обретешь Царствие небесное и Славу в потомках».
Среди любимых песен современного населения казаков встречаются «По Дону гуляет казак молодой», «Ой, то вечер», «Любо, братцы, любо» и т.д.
Культура казачества достаточно многообразна, они перенимали многое от традиции тех, с кем жили рядов. И этот опыт помогает им воспитывать подрастающее поколение.
Казачий фольклор богат не только песнями и казачьими танцами, очень популярны байки, сказки, сочиненные ими, которые передаются из поколения в поколение.
В современных самодеятельных казачьих коллективах занимаются молодежь, подростки, дети, обучаются зажигательным казачьим танцам, поют песни, изучают традиции и культуру своего народа. Молодые люди, вдохновившись постановочными сценами из казачьей жизни, не просто проявляют к ним интерес, а переносят традиции в свою жизнь.
Фото БАЙКАЛ DAILY
Материал подготовлен региональным отделением СЖР Республики Бурятия