Бурятское региональное отделение «Союз женщин России» реализует Национальный проект «Гармонизация межнациональных отношений, развитие национальной и духовной культуры».
По проекту мы представляем документальные фильмы по буддизму, старообрядцам, казачеству о том, как живут в согласии разные народы, какую важную роль играет системная политика в области образования и воспитания подрастающего поколения, введение в дошкольные, школьные образовательные программы уроков, ориентированных на изучение национальных культур.
Основные материалы проекта:
1. Доклад
2. Буддизм и фильм документальный по буддизму
3. Культура старообрядцев, документальный фильм
4. Культура казачества, документальный фильм.
В первую очередь отправляем доклад и про буддизм.
Тема: Национального проекта «Гармонизация межнациональных отношений, развитие национальной и духовной культуры»среди детей и подростков в рамках реализации «Культура».
Республика Бурятия – один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи 2010 года, на территории Республики Бурятия зарегистрировано более 160 национальностей и этнических групп. Наиболее крупными национальностями являются русские – 64,0%, буряты-29,5%, татары-0,7%, украинцы-0,6%, которые в ходе длительного исторического взаимодействия и межэтнической интеграции не только сохранили свою этническую культуру, но и взаимообогатились элементами культуры друг друга, что явилось одним из факторов поддержания межнациональной стабильности в регионе.
В Республике Бурятия проживает 6553 представителя коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – эвенки и сойоты, которые компактно проживают в 7 муниципальных образованиях республики.
В оптимизации национальных отношений немаловажную роль играют такие институты гражданского общества, как национально-культурные общественные объединения. Наличие дееспособных, авторитетных общественных организаций и этнических общин, является немаловажным фактором эффективного решения вопросов межэтнических отношений в республике.
К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция. Миграция и территориальная мобильность населения является необходимым условием нормального социально-экономического развития любой территории. В Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых ресурсов за счет мигрантов крайне необходим для обеспечений экономического роста. В то же время увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья при сохраняющемся высоком уровне безработицы способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменение этнического состава населения республики и безусловно, влияет на межэтническое отношение.
В Бурятии созданы и действуют 46 национально-культурных общественных объединений в различных организационных формах: культурные центры-14, земялчеств-9, национально-культурные автономии-12, движения-2, диаспоры-2, ассоциации разных форм организации-5, сюда включены землячества из районов Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края.
Открытый в 2011 году Дом Дружбы народов Бурятии является местом консолидации усилий общественных организаций в решении задач по сохранению этнокультурного многообразия. В настоящее время он объединяет 25 общественных организаций, представляет ресурсную базу-просветительскую, организационную и материальную, а также обеспечивает согласованную деятельность национально-культурных сообществ в реализации национальной политики Российской Федерации и Республики Бурятия.
Деятельность Дома дружбы народов направлена на сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов: это вопросы родного языка (работают 7 воскресных школ), национальной культуры (занимаются 5 вокальных и хореографических ансамблей), и реализации конституционных прав граждан-представителей различных этнических групп.
Реализация государственной национальной политики в Республике Бурятия обеспечивается в рамках межведомственного взаимодействия органов власти Республики Бурятия, территориальных органов федеральных органов государственной власти, постоянного диалога с представителями национально-культурных общественных объединений создан Совет национальностей при Главе Республики Бурятия.
В республике проводится целенаправленная работа по развитию поликультурной модели образования и формирования общероссийской гражданской идентичности; воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Бурятия; повышению роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации; созданию правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках.
Приходится констатировать, что по своей результативности негативная информация, транслируемая по телевидению, публикуемая в печатных СМИ и Интернете, оказывается действеннее формализованной воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях республики. Тем самым она способствуетсозданию условий для распространения в молодежной среде идей ксенофобии, национализма, экстремизма и фашизма.
К сожалению, на период застоя, ни перестройки, ни реформы нашего времени не внесли заметного улучшения в теорию и практику воспитания и гармонизации межнациональных отношений.
Повышенное внимание, уделяемое вопросам сохранения и развития межнациональных отношений народов Бурятии, вызвано не только многонациональностью, многоконфессиональностью республики, но и тем, что этнический фактор подвержен внешнему влиянию.
Информационная открытость общества, активный миграционный обмен, существование примеров межэтнической напряженности служат теми факторами,которые оказывают не всегда положительное влияние на этнополитическую ситуацию в республике.В связи с чем необходимо проводить активную информационную кампанию, направленную на демонстрацию положительных опытов межэтнического взаимодействия, пропаганду идей толерантности.
Формирование основ толерантного сознания необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у детей и молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, уважения прав других, уважения человеческого достоинства, уважения национальной культуры других народов.
Воспитание и гармонизация межнациональных отношений,учащихсяв современном образовательном пространстве — одна из наиболее острых проблем педагогики, ставшая особенно актуальной в новых условиях.
Человек входит в человечество через национальную индивидуальность. «Национальный человек — больше, чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще, и еще есть черты индивидуально-национальные. Можно пожелать братства и единения всех народов Земли, но нельзя желать, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур».
Из сказанного следует, что воспитание, творящее национального человека — больше, чем просто воспитание, в национальном воспитании есть разные черты воспитания вообще и еще есть черты национально-региональные.
Одним из факторов консолидации народов и наций является приобщение подрастающего поколения к национальной и межнациональной культуре, традициям, к тем корням и истокам, которые их питают и сохраняют, что требует рассматривать общечеловеческое, межнациональное и национальное с позиций диалектической взаимосвязи категорий общего, особенного и единичного.
Возрождение России, ее ориентация на общечеловеческие ценности и собственные культурные традиции каждого народа требуют принципиально новых подходов к разработке проблемы воспитания, учащихся в сфере межличностных и межнациональных отношений.
Во всей своей истории человечество искало путь братства и единения, во все времена прогрессивные мыслители, ученые, педагоги призывали жить в дружбе между народами. Однако межнациональные кровавые конфликты не переставая происходят и в настоящее время на земном шаре. Поэтому правомерно сказать, что проблема межнациональных отношений всегда занимала людей доброй воли.
Следует ясно и четко знать, как национальное и межнациональное влияет на воспитание. Однако ответы на эти вопросы можно найти только в свете идеалов гуманизма и демократизма. В современных условиях межнациональные и национальные идеи получили возможность возрождения и развития на новой основе.
Соотношение общечеловеческого, межнационального и национального представляет собой процесс их диалектического и динамического взаимодействия: национальное относится к общечеловеческому как частное, единичное, особенное к общему. Общечеловеческое проявляется лишь в национальном и через него, и они не противоречат друг другу, ибо основываются на принципах толерантности и гуманизма.
Дальнейшее совершенствование отечественной образовательной системы предполагает и соответствующие изменения в сознании людей, для чего необходимо формировать высокую культуру межличностного и межнационального общения, воспитывать нетерпимость к проявлениям эгоизма, национализма, шовинизма.
С этой точки зрения необходимо определить систему работы учителя по воспитанию и гармонизации межнациональных отношений школьников, ибо гуманность – это причастность личности к человечности в человеке во всех его межнациональных проявлениях; воспитание учащейся молодежи на принципах человеческой и национальной гордости определяется потребностью современного этапа жизни в формировании гуманистической психологии;необходимостью последовательной и непримиримой борьбы против рецидивов национализма, национального эгоизма и тщеславия.
Актуальность научной разработки психолого-педагогических основ деятельности учителя по воспитанию и гармонизации межнациональных отношений, учащихся в современном образовательном пространстве непрерывно связано с теми требованиями, которые выдвинуты всем ходом жизни нашего общества, ибо учитель является главной движущей силой в воспитании и обучении будущего поколения и в сфере межличностных и межнациональных отношений.
Однако в настоящее время качественный рост выпуска специалистов не сопровождается должным повышением качества их подготовки в этой области, которая должна определяться тем, чтобы каждому человеку с малых лет были присущи чувств дружбы к представителям других народов, высокая культура межнационального общения.
Новые условия, которые сегодня обуславливают появление различных типов школ (гимназии, колледжи, лицеи, частные школы), качественное изменение содержания; методов, форм педагогического процесса, дифференциация функций педагога, а также реализация концепции национальных школ в регионах.
Представленный проект знакомит нас с историей, обычаями и культурой таких этносов как бурят, семейских и казаков.
Материал подготовлен региональным отделением СЖР Республики Бурятия